Притча

"Притчи обладают двухступенчатой семантикой: означаемое 1-ой ступени служит означающим для означаемого 2-ой ступени. Уже это обстоятельство исключает для притч К-модус <т.©е. конкретный, вещественный>.

Поучение, являющееся целью притчи, может либо высказываться в виде "вечной истины", аксиомы (L-притчи) <т.©е. логичной, но не имеющей материальной референции>, либо излагаться в виде некоторого "случая", имеющего модельный характер (М-притчи; они напоминают доказательства теорем, именно, так называемое "доказательство примером").

Будучи наставлением в должном, притча должна показывать последствия того или иного выбора стратегии поведения. Отсюда вытекают основные черты ее логико-повествовательной структуры: тяготение к дизъюнктивности (связанной с наличием выбора) и импликативности (связанной с последствиями выбора). . . .

Обратимся теперь к соотношению двух этажей притчевой семантики. На нижнем этаже ведется повествование о событиях, происходящих в сфере "низкой", обыкновенной жизни. Это повествование служит означающим для означаемого верхнего этажа - событий или фактов, структурно подобных описанным в тексте, но относящихся к приобщенной к Богу сфере реальности. Этот верхний этаж образует то, что мы будем называть толкованием притчи. Последнее может быть выражено и эксплицитно, в виде добавления к тексту собственно притчи. Именно о таких эксплицитных толкованиях и будет идти речь.

Толкования состоят из сегментов, разнородных по своему внутреннему статусу (прямое - метафорическое слово) и по характеру отношения к соответственным сегментам притчи. Основные типы этих элементов толкования таковы:

(а) прямое обозначение прообраза; ...

(б) метафорическое обозначение прообраза, использующее образы притчи; ...

(в) сегменты, одинаково (прямым образом) обслуживающие и притчу и толкование. ...

Имеются два основных типа толкований: почленное и итоговое. Почленное толкование более или менее точно воспроизводит структуру притчи: если А1 ... - сегменты притчи, а1 ... - сегменты толкования, то при строении притчи А1А2 ... Аn толкование имеет вид а1а2...аn. ... Большая часть притч имеет лишь итоговое толкование, чаще всего подхватывающее заключительную часть притчи: притча - А1 .... Аn-1An , толкование - an (остальные соответствия остаются имплицитными)." [Ю.И.Левин, XV, (1982), 49, 52-54; 15.4.]

Алфавитный указатель