Рамка живописного произведения

"условные приемы и формы, служащие для обозначения границ изображаемой действительности, - будь то непосредcтвенно обозначение границы картины или вообще живописного произведения ( в виде специально очерченной линии или же в виде изображения оконной рамы, дверного проема, раздвинутых завес; в конечном же счете сюда относится и рама картины или ковчег иконы) или специальные композиционные формы, проявляющиеся на периферии живописного изображения. Рамки, тем самым, обозначают рубеж от внешнего (по отношению к изображению) мира к внутреннему миру живописного произведения; при этом рамки принадлежат именно пространству внешнего зрителя, а не воображаемому трехмерному пространству, представленному в изображении. Соответственно, специальные формы, ориентированные на внешнего зрителя (зрителя картины), и могут образовывать рамку живописного произведения." [Б.А.Успенский, V, (1971), 201; 5.1]
Алфавитный указатель