"Если риторический текст подразумевает обязательную упорядоченность низших уровней . . ., то в риторическом тексте картина обратная: обязательной организации подвергается лексико-семантический и синтаксический уровни, а ритмико-фонематическая упорядоченность выступает как явление факультативное и производное. Однако для нас важно подчеркнуть некоторый общий эффект: в обоих случаях то, что в естественном языке представляет цепочку самостоятельных знаков, превращается в смысловое целое с "размазанным" на всем пространстве семантическим содержанием, то есть тяготеет к превращению в единый знак - носитель смысла. Если текст на естественном языке организуется линейно и дискретен по своей природе, то риторический текст интегрирован в смысловом отношении. Входя в риторическое целое, отдельные слова не только "сдвигаются" в смысловом отношении (всякое слово в художественном тексте - в идеале троп), ро и сливаются, смыслы их интегрируются. Возникает то, что, применительно к поэтическому тексту, Тынянов назвал "теснотой стихового ряда". . . .
Риторическая структура не возникает непосредственно из языковой, а представляет решительное переосмысление последней (в системе языковых связей происходят сдвиги, факультативные структуры повышаются в ранге, приобретая характер основных, и проч.) Риторическая структура вносится в текст извне, являясь его дополнительной упорядоченностью.[Ю.М.Лотман XII (1981), 22-23; 12.2.]