Ритмическое ожидание

"Специфическое воздействие РИТМИЧЕСКОГО РЯДА на читателя - в простейшей вполне очевидной форме - определим как р и т м и ч е с к о е о ж и д а н и е. Читая стихи, мы ожидаем определенной ритмо-мелодической конструкции, строфической конструкции, рифмы и т.п. Ритмические ряды как особые внутритекстовые конструкции вычленяются в нашем восприятии в зависимости от того, как удовлетворяется ритмическое ожидание: полностью или неполностью, или же в какой-то момент текст перестает удовлетворять уже оформившееся ожидание (напр., при переходе от рифмованного стиха в том же произведении к белому). ...

Для возникновения ритмического ожидания необходимы: 1) наличие в тексте хотя бы нескольких построений, объединяемых читателем по какому-либо признаку и не управляемых общеязыковыми нормами; 2) элементы общего эстетического опыта (надо чувствовать, что совпадение или подобие структур не случайно); 3) опыт восприятия ритма в данном произведении: 4) наличие в тексте иных содержательных систем (без чего, впрочем, неосуществимо условие 1: выделить в тексте какую-либо значимую систему - это, собственно, и значит соотнести ее с другими значимыми системами того же текста." [В.А.Зарецкий, II, (1965), 64-65; 2.7.]

Алфавитный указатель