Самоописание культуры I

"В момент достижения данной культурой определенной структурной зрелости, что совпадает с тем, что автономия отдельных частных механизмов культуры достигает некоторой критической точки, вызывает потребность самоописания, создания данной культурой своей собственной модели.

Самоописание требует возникновения метаязыка данной культуры. На его основе возникает метауровень, на котором культура строит свой идеальный автопортрет.

Самоописание культуры представляет собой закономерный этап в ее развитии, смысл которого, в частности, заключается в том, что самый факт описания деформирует объект описания в сторону большей его организованности. ...

Появление образа культуры на метауровне означает вторичное структурирование самой этой культуры. Она получает более жесткую организацию, определенные стороны ее объявляются неструктурными, то есть несущественными. Происходит новое вычеркивание "неправильных" текстов из памяти культуры. Оставшиеся тексты канонизируются и подчиняются строгой иерархической структуре. ...

Метамеханизм создает не только определенный канон синхронного состояния культуры, но и свою версию диахронического процесса. Он активно отбирает тексты не только из настоящего, но и из прошедших состояний культуры и утверждает свою - упрощенную - модель исторического движения культуры как нормативную. ...

В типологическом отношении метамеханизм может строиться на трех типах основ: мифологической, художественной и научной.

Мифологический тип образования метаязыкового механизма имеет общие черты с мифообразованием.. Объект предметного ряда - "вещь" - берется во всей своей конкретности, в том облике индивидуальных черт и интимных связей, которые заставляют именовать ее именем собственным, и, повышаясь в ранге на общей иерархии культуры, начинает восприниматься как явление метауровня - универсальная модель мира. ...

Последующие типы метакультурных образований строятся на основе языка.

В этом случае один из частных языков данной культуры, повышаясь в ранге, получает метафункцию. Наиболее распространен случай, когда некоторый текст художественного типа или некоторый художественный язык: поэзия, живопись, музыка, театр - становятся носителями культурных метафункций. В этом случае происходит бурная агрессия данного вида искустсва во все сферы культурной (в особенности - художественной) жизни. Само же данное искусство в пределах этой культуры выступает в двойной функции - как искусство в ряду других искусств и как всеобщая модель разнообразных культурных моделей.

Наконец, метакультурная функция может реализоваться с помощью метаязыков науки." (См. КУЛЬТУРА IV, ПОЛИГЛОТИЗМ КУЛЬТУРЫ) [Ю.М.Лотман, VIII, (1977), 142-145; 8.8]

Алфавитный указатель