Семантика мифа I

"Исходя из того, что тексты, порождаемые такой частой семиотической деятельностью человека как создание мифов и обрядов, моделирующих социальную структуру общества, функционируют в колллективах как сокращенные программы, содержащие существенную с точки зрения коллектива символическую информацию, их можно рассматривать как сообщения с определенным образом организованной структурой, тогда семантика мифа могла бы быть представлена как отношение его синтаксической структуры и отрезка всего континуума символической информации, содержащейся в сообщении. Структурное изучение мифов и других моделирующих семиотических систем часто ограничивавшееся до сих пор анализом синтаксической структуры текста, было бы дополнено анализом его структуры в отношении к значению последней, т.е. нахождением семантических структур, входящих в коллективную память общества, в которой функционируют мифы, обряды и пр. ... Семантика . . . знаков семиотической системы мифологии и элементов мифологии в большой степени мотивирована (знак, в частности, может быть иконообразным). . . . Сопоставляя способ объяснения мира в мифе и обрядах с общими чертами культуры племени можно видеть, что наиболее распространенным способом объяснения являентся способ аналогии, в частности, соотнесения неизвестного с известным. Семантика мифа и его значение раскрываются ... в его отношении к одному или нескольким обрядам, и используемая при построении мифа структура может быть семантизирована путем соотнесения его с обрядом как со связанным с ним с точки зрения семантических характеристик составляющих операций; миф и обряд, следовательно, могут рассматриваться как план содержания и план выражения относительно друг друга, безразлично, исходим ли мы при этом из мифа или обряда." [Б.Л.Огибенин, II, (1965), 49-50, 2.5.]
Алфавитный указатель