Представление о мире как о некоторой последовательности реальных фактов, являющихся выражением глубинного движения духа, придавала всем событиям двойную осмысленность: семантическую - отношение физических проявлений жизни к их скрытому смыслу, и синтактическую - отношение их к историческому целому. Это стремление к осмысленности составляло основную черту культуры. ... Эта ... система реабилитировала не мифическую, "философскую сущность" человека, а каждодневную реальность, видя в ней этап становления абсолюта. Бессмысленное само по себе становилось осмысленным как момент общего развития. Мир распадался на систему - идеальную сущность - и материальное ее выражение в случайных для нее воплощениях. Это заставляло рассматривать в качестве существующих только те факты, которые имеют значение - семантическое и синтактическое. При этом разные события, соотнесенные с одним и тем же идеальным моментом в развитии духа, то есть имеющие одно значение, рассматривались как варианты одного исторического события. Таким образом, если средневековая система рассматривала мир как слово, то в семантико-синтактической системе он получал черты языка. ...
Характерно, что системы, возникавшие в России середины XIX в., и имевшие целью создать более сложные модели мира, создавались как креолизация уже готовых культурных кодов." (См. СЕМАНТИЧЕСКИЙ, СИНТАКТИЧЕСКИЙ ТИП КОДА КУЛЬТУРЫ) [Ю.М.Лотман, Статьи I, (1970), 32-35; 28.0.]