Семантический (символический) тип кода культуры

"Этот тип кода культуры, построенный на семантизации (или даже символизации) как всей окружающей человека действительности, так и ее частей, можно также назвать "средневековым", поскольку в наиболее чистом виде он представлен в русской культуре в эпоху раннего средневековья.

... Мир представляется как слово, а акт творения - как создание знака. ... Разные знаки - это лишь различные обличия одного значения, синонимы (или антонимы) его. ... Средневековое культурное сознание делило мир на две группы, резко противопоставленные друг другу по принципу значимости/незначимости.

В одну группу попадали явления, имеющие значение, в другую - принадлежащие практической жизни. Вторые как бы не существовали. ... Знак мог быть добрым и злым, геройством и преступлением, но он имел обязательный признак - социальное существование. Не-знак в этом смысле просто не существовал. ...

В отношении содержания и выражения для средневекового кода культуры можно отметить следующие общие положения:

1. Выражение всегда материально, содержание - идеально. Однако, поскольку набор знаков строится не синтагматически, а иерархически, то являющееся содержанием на одном уровне может выступать на другом - более высоком - как выражение, имеющее свое содержание. Поэтому основная оппозиция "идеально-материально" в реальной парадигматике культуры будет всегда выступать в виде "более материально чем ...", "более идеально, чем...". Ценность тех или иных знаков будет зависеть от убывания в них удельного веса "материального", т. е. выражения наиболее высоко будет стоять знак с нулевым выражением - несказанное слово. ...

2. Между содержанием и выражением существует отношение подобия: знак строится по иконическому принципу. Выражение является как бы отпечатком содержания. ... Человек как образ бога тоже иконичен.

Отношение выражения и содержания не произвольны и не конвенциональны: они предвечны и установлены богом. ... Поэтому возможность создания новых и одновременно истинных текстов в принципе отвергается. Новый текст - всегда открытый старый. Художник не создает новое, а открывает большее до него и вечное. ... Художник ... своей нравственной активностью доказывает право выступать в роли посредника.

3. Значение в знаке строится иерархически. Один и тот же знак может по-разному читаться на различных уровнях. ... Поэтому движение к истине - не п е р е х о д от одного знака к другому, а у г л у б л е н и е в знак.

4. Построенная на отрицании синтактичности картина мира была принципиально ахронной, ... связанное с временем было не исторически существующим а несуществующим." (См. АСЕМАНТИЧЕСКИЙ И АСИНТАКТИЧЕСКИЙ, СЕМАНТИКО - СИНТАКТИЧЕСКИЙ, СИНТАКТИЧЕСКИЙ ТИПЫ КОДА КУЛЬТУРЫ) [Ю.М.Лотман, Статьи I, (1970), 15-22; 28.0.]

Алфавитный указатель