Говоря о символе в его отношении к мифу, следует различать символ как тип знака, непосредственно порождаемый мифологическим сознанием, и символ как тип знака, который только предполагает мифологическую ситуацию. Соответственно, должен различаться символ как отсылка к мифу как тексту, и символ как отсылка к мифу как жанру. В последнем случае, между прочим, символ может претендовать на создание мифологической ситуации, выступая, как творческое начало.
В том случае, когда символический текст соотносится с некоторым мифологическим текстом, последний выступает как м е т а т е к с т по отношению к первому, и символ соответствует конкретному элементу этого текста. Между тем, в случае, когда символический текст соотносится с мифом как жанром, т. е. некоторой нерасчлененной мифологической ситуацией, мифологическая модель мира, претерпевая функциональные изменения, выступает как м е т а с и с т е м а, играющая роль м е т а я з ы к а, соответственно, символ соотносится тогда не с элементом метатекста, а с категорией метаязыка." (См. ДЕСКРИПТИВНОЕ vs. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ, МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ) [Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский VI (1973), 294; 6.13.]