Речь идет, разумеется не о символе как одном из общесемиотических типов знаков (icon, index, symbol), а о более конкретной семиотической категории, представленной в искусстве и других формах общественной жизни. Термин "символ" синонимичен, в нашем понимании, терминам "метафора", "перенос". ...
Cимволизацией мы называем взаимодействие двух особым образом сходных знаков (ПЕРЦЕПТИВНЫХ ОБРАЗОВ), а символом - результат такого взаимодействия, связанный с заменой формы одного образа формой другого, носящий фасцинирующий характер. . . .
Символы можно разделить на:
СИМВОЛЫ-АЛЛЕГОРИИ И СИМВОЛЫ-КЛЮЧИ.
Последние могут быть разделены на:
КЛЮЧИ-КОНТЕНАЛИ и КЛЮЧИ-ФОРМАЛИ.
Произведение является символом-аллегорией, если оно, взятое в целом, предполагает иную ментальную характеристку, чем та, которая вытекает при буквальном его прочтении. . . . О символе-ключе мы говорим в том случае, когда замысел всего произведения или важный компонент замысла представлен некоторым компонентом целого. Когда этот компонент билатеральный, т. е. и формально выражен, и имеет содержание (помимо символического содержания) он именуется ключ-контеналь. ... Под ключом-формалью понимается некоторая формальная характеристика произведения (особенность колорита, композиции, особые синтаксические конструкции и т. п.), берущая на себя основную часть замысла." [Ю.К.Лекомцев, XI, (1979), 127-130; 11.6.]