Синтагматика кинотекста

"Большие синтагматические единицы кино организованы способом запрета, накладываемого либо на использование внутри себя тех или иных базовых цепочек, либо на применение тех или иных правил развертывания. Существующие синтагматические типы образуют два класса, в зависимости от того, какой из этих запретов определяет их структуру. Одним из этих классов будет класс семантических синтагм, смысл которых определяется исключительно их грамматикой (тем или иным правилом развертывания). Если в семантических синтагмах план выражения кодирует план содержания и их семантика носит специфически кинематографический характер, то класс артикуляционных синтагм как бы приспосабливает язык кино к выражению внеположенного ему "общекультурного" содержания, т. е. обеспечивает "членораздельность" текста. Артикуляционные синтагмы тем или иным образом членят повествование, и поэтому их кодирующие механизмы сосредоточены на границах сегментов, в то время как грамматика семантических синтагм работает внутри последовательности по всей ее протяженности.

Смыслообразующим моментом семантических синтагм является граматика развертывания по правилам п о в т о р е н и я и р а с п р о с т р а н е н и я.

Правило к о м б и н и р о в а н и я участвует в порождении границ артикуляционных синтагм. В этих синтагмах развертывание может протекать по двум другим правилам, но в тако случае они не будут носить кодового характера. Статус кода р а с п р о с т р а н е н и е и п о в т о р е н и е приобретают лишь в результате применения к строго определенным базовым цепочкам, которые в таком случае развертываются в семантические синтагмы. ... Артикуляционные синтагмы не создают своей семантики, а являются способами кинематографического воплощения "готового" содержания. Выбор между ними адекватен выбору степени непрерывности (= артикуляционности) в передаче того или иного рассказа. Поэтому ограничения, определяющие их структуру, касаются ресурсов языка (= объема базы, количества глубинных структур), а не способов использования этих ресурсов (= правил развертывания). . . .

СЦЕНА является самой непрерывной из артикуляционных синтагм ... Внутри сцены обязательными является "единство места и времени" (= единый позиционный контекст для всех входящих в нее кадров). При этом ясно, что в пределах сцены последовательность кадров может не иметь никакой грамматики, то есть кадры следуют друг за другом в порядке, продиктованным требованиям повествования, а не правилами развертывания (в матрице это обозначено как неграмматическое развертывание). . . . Таким образом, грамматика синтагм работает не внутри сцены, а на ее границах, порождая последние по правилу комбинирования. . . .

НЕПРЕРЫВНЫЙ ЭПИЗОД является артикуляционной синтагмой, менее жестко организованной (и поэтому "менее непрерывной"), чем сцена: ... Непрерывный эпизод обеспечивает "плавность" повествования. . . . Границы этого синтагматического типа порождаются по соответствующим правилам комбинирования.

Наконец, третьей артикуляционной синтагмой является ЭПИЗОД. . . . Эпизодом является отрезок текста от одного пустоконтекстного ядерного кадра до другого кадра с пустым контектом. Это значит, что эпизод начинается там, где вводится новый персонаж в новом пространстве, причем условием становится новизна одновременно и персонажа, и места: внутри эпизода может происходить накопление "новых персонажей" в "старых местах" и новых мест, вводимых известными зрителю персонажами. " (См. КИНОТЕКСТ). [Ю.Г. Цивьян, XVII, (1984), 115-116, 119-121; 17.10.]

Алфавитный указатель