Смыслообразующим моментом семантических синтагм является граматика развертывания по правилам п о в т о р е н и я и р а с п р о с т р а н е н и я.
Правило к о м б и н и р о в а н и я участвует в порождении границ артикуляционных синтагм. В этих синтагмах развертывание может протекать по двум другим правилам, но в тако случае они не будут носить кодового характера. Статус кода р а с п р о с т р а н е н и е и п о в т о р е н и е приобретают лишь в результате применения к строго определенным базовым цепочкам, которые в таком случае развертываются в семантические синтагмы. ... Артикуляционные синтагмы не создают своей семантики, а являются способами кинематографического воплощения "готового" содержания. Выбор между ними адекватен выбору степени непрерывности (= артикуляционности) в передаче того или иного рассказа. Поэтому ограничения, определяющие их структуру, касаются ресурсов языка (= объема базы, количества глубинных структур), а не способов использования этих ресурсов (= правил развертывания). . . .
СЦЕНА является самой непрерывной из артикуляционных синтагм ... Внутри сцены обязательными является "единство места и времени" (= единый позиционный контекст для всех входящих в нее кадров). При этом ясно, что в пределах сцены последовательность кадров может не иметь никакой грамматики, то есть кадры следуют друг за другом в порядке, продиктованным требованиям повествования, а не правилами развертывания (в матрице это обозначено как неграмматическое развертывание). . . . Таким образом, грамматика синтагм работает не внутри сцены, а на ее границах, порождая последние по правилу комбинирования. . . .
НЕПРЕРЫВНЫЙ ЭПИЗОД является артикуляционной синтагмой, менее жестко организованной (и поэтому "менее непрерывной"), чем сцена: ... Непрерывный эпизод обеспечивает "плавность" повествования. . . . Границы этого синтагматического типа порождаются по соответствующим правилам комбинирования.
Наконец, третьей артикуляционной синтагмой является ЭПИЗОД. . . . Эпизодом является отрезок текста от одного пустоконтекстного ядерного кадра до другого кадра с пустым контектом. Это значит, что эпизод начинается там, где вводится новый персонаж в новом пространстве, причем условием становится новизна одновременно и персонажа, и места: внутри эпизода может происходить накопление "новых персонажей" в "старых местах" и новых мест, вводимых известными зрителю персонажами. " (См. КИНОТЕКСТ). [Ю.Г. Цивьян, XVII, (1984), 115-116, 119-121; 17.10.]