Синтактический тип кода культуры

"Хронологически господство этого типа кода культуры приходится на эпоху централизации. Она проявляется и в церковно-теократических, и в абсолютистских концепциях XVI-XVII вв., но получает утверждение в трудах идеологов "регулярного государства" эпохи Петра I.

Символическое (См. СЕМАНТИЧЕСКИЙ ТИП КОДА КУЛЬТУРЫ) значение явлений и событий отбрасывается: мир живет не в отношении двух рядов (сущности и выражения), а в одном каком-либо, церковном или государственном, отсюда практицизм деятелей этой системы. ... Принцип углубления в смысл как постепенного проникновения в систему заменяется стремлением к здравому смыслу. ... "Здравый смысл" человека-практика становится мерой реальности. ...

Значение того или иного человека или явления определялось не соотнесенностью его с сущностями другого ряда, а включением в определенный ряд.

Признаком культурной значительности становится принадлежность к какому-либо целому: существовать - значит быть частью. Целое ценно не тем, что символизирует нечто более глубинное, а само собой. ... Часть не равнозначна целому - она с радостью признает свою незначительность перед его лицом. Целое - не обозначаемое части, а сумма с и н т а к т и ч е с к и организованных дробей.

... Cущественной стороной организации этого типа культуры была ее включенность во временное развитие - система строится как изменяющаяся по мере присоединения к ней новых звеньев. ... Прошедшее мыслится как хаотическое состояние единиц (ср. синтаксически неорганизованный набор слов), которые постепенно все более подчиняются правилам соединения их в целое, пока система не обнаружит себя в чистом виде." (См. АСЕМАНТИЧЕСКИЙ и АСИНТАКТИЧЕСКИЙ, СЕМАНТИКО-СИНТАКТИЧЕСКИЙ ТИП КОДА КУЛЬТУРЫ) [Ю.М.Лотман, Статьи, 1, (1970), 22-26; 28.0.]

Алфавитный указатель