Очевидно, что именно культурам, характеризующимся преимущественной направленностью на выражение, свойственно представление о себе как о правильном тексте (совокупности текстов), тогда как культурам, направленным преимущественно на содержание, свойственно представление о себе как о системе правил. Та или иная ориентированность культуры порождает и свойственный ей идеал Книги и Учебника, включая внешнюю организацию этих текстов. Так, если при ориентированности на правила, учебник имеет облик порождающего механизма, то в условиях ориентации на текст появляется характерная форма катехизисного (вопросно-ответного) изложения, возникает хрестоматия (цитатник, изборник).
Говоря о противопоставлении текста и правил применительно к культуре, важно иметь в виду, между прочим, что в определенных случаях одни и те же элементы кулбьтуры могут выступать в обеих функциях, т. е. и как текст, и как правила. Так, например, если табу, выступающие как составная часть общей системы данной культуры, с одной стороны, могут рассматриваться как элементы (знаки) т е к с т а, отражающего нравственный опыт коллектива, то, с другой стороны, они могут рассматриваться как совокупность магических п р а в и л, предписывающих определенное поведение." (См. КУЛЬТУРА III) [Ю.М.Лотман, Б,А,Успенский, V, (1971), 152-153; 5.8.]