"Риторический эффект возникает п р и с т о л к н о в е н и и знаков, относящихся
к различным регистрам и, тем самым, к структурному обновлению чувства границы
между замкнутыми в себе мирами знаков. Стилистический эффект создается в н
у т р и определенной иерархической подсистемы. Таким образом, стилистическое
сознание исходит из абсолютности иерархических границ, которые оно конституирует,
а риторическое - из их релятивности. Они превращаются для него в предмет игры.
Сказанное относится к нехудожественному тексту. В художественном тексте, с
его тенденцией рассматривать любой структурный элемент как имеющий альтернативу
и "игровой", возможно риторическое отношение к стилистике. То, что называется
"поэтической стилистикой", можно определить как создание особого рода семиотического
пространства, в пределах которого оказывается возможной свобода выбора стилистического
регистра. Который перестает автоматически задаваться характером коммуникативной
ситуации. В результате стиль приобретает дополнительную значимость. . . .
В исторической динамике искусства можно выделить периоды. Ориентированные
на риторические (межрегистровые) и стилистические (внутрирегистровые) метаконструкции.
Первые в культурном контексте воспринимаются как "сложные", а вторые - как
"простые"." (См. РИТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ) [Ю.М.Лотман
XII (1981), 25-26; 12.2.]