Структура новеллы

"Элементарной единицей прозаического произведения можно, видимо, считать одно сообщение, что практически совпадает с одним несложноподчиненным предложением. Во всяком случае изменение таких существенных для композиции параметров, как время, место, участвующие действующие лица, и т. д., происходит в пределах перехода от одной такой единицы к другой.

Переход от одной единицы к другой может быть или непосредственным или открытым. Последний тип перехода может сигнализировать наличие границы между единицами более высокого уровня.

Различаются два типа непосредственного перехода между предложениями А и В (В следует за А): а) временной - сообщаемое в В непосредственно следует во времени за сообщенным в А; ... б) невременной - между А и В отсутствует временное соотношение. Последний может положительно определяться как экземплификационный, ... причинно-следственный, ... или описательный.

Для описания всех прочих переходов, как непосредственных, так и открытых, представляется достаточным рассмотрение пяти следующих параметров: время, место, действующие лица, тип речи, позиция. Рассмотрим их последовательно.

ВРЕМЯ. Момент появления ряда временных характеристик текста должен отмечаться при операции типа стыка. Эти характеристики таковы.

Включенное время - то время, в котором сообщаемое размещается во временной последовательности без значимых перерывов. Под значимым переходом во времени понимаем либо обозначенный разрыв во времени ("через несколько дней"), либо такой необозначенный временной переход, при котором соответствующий временной интервал много превышает интервалы предшествующих временных переходов. Непрерывность нарушается: а) отступлением ко времени рассказывания (при наличии у повествователя формального рассказчика); б) незначимым переходом к другому времени; в) отступлениями в общее время (см. ниже); г) любыми временными переходами, содержащимися в речи героев.

Ограничение времени - временной переход, разделяющий временную последовательность сообщаемого так, что все излагаемое в дальнейшем фиксируется как предшествующее ему или следующее за ним во времени. ... В этом смысле любое включенное время является также и ограничением времени.

Незначимый переход к другому времени в тех случаях, когда сообщаемое в другом времени (чаще всего, в прошлом), находясь в логической связи с предшествующим или последующим текстами, не заключает в себе никаких открытых стыков (т.е. в него не вводится никаких действующих лиц, включенных времен, определенных мест). За таким переходом следует возвращение ко времени предшествующего текста.

Включающее время - то время, в котором нет никаких значимых временных разрывов, кроме тех, которые определяются переходами, отмечающими включенные в него времена, и переходами ограничения времени.

Общее время - то время, которое неопределенно обнимает все включающие времена данного произведения, будучи временем описания внешних по отношению к повествованию обстоятельств. ...

Следует также учитывать переходы времени рассказывания (в котором, в частности, располагаются ремарки рассказчика и его обращения к слушателю или читателю).

МЕСТО. Отмечается появление следующих пространственных характеристик: включенное место - то место, в котором сообщаемое размещается в пространственном отношении без значимых изменений; включающее место - то место, в котором сообщаемое размещается без значимых изменений, кроме связанных со сменой включенных мест. Единицы повествования могут быть лишены соотнесения с местом, что характерно при прямой речи и при переходе в общее время.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА. Введение в повествование действующих лиц должно отмечаться как особая характеристика стыка. Кроме конкретных действующих лиц, следует рассматривать общее действующее лицо, под которым имеем в виду множество лиц, выступающих как единая совокупность (т. е. не выступающих индивидуально).

ТИП РЕЧИ. Стык может характеризоваться и переходом от одного типа речи к другому. Естественно рассматриваются авторская речь и прямая, несобственно-прямая и косвенная речь героев. Как особый тип речи следует, видимо, рассматривать внешнюю по отношению к повествованию речь рассказчика, как, например, обращение к слушателю (читателю) и т. д.

ПОЗИЦИЯ. Различаются позиция автора и позиция героев. Переход от авторской позиции к позиции героя автоматически соединяется с переходом от авторской речи к речи героя. Этого соединения нет в случае чужого слова.

ПРОИЗВОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. Установление типов стыков позволяет определить единицы высших уровней. Эпизод - такая часть текста, которая заключает в себе открытые стыки введения и выведения по крайней мере одного включенного времени, и, после стыка введения включенного времени, не содержит ни одного перехода от включающего времени к включенному. Начальная граница эпизода совпадает с первым введением включенного времени или включенного места, содержащихся в данном эпизоде (с оговорками относительно предшествующих сообщений в общем времени). Конечная граница совпадает с концом последнего содержащегося в эпизоде включенного времени или места.

Ядро эпизода - часть эпизода, заключенная в одно из включенных времен эпизода, в которую введены все конкретные действующие лица эпизода (и которая превышает по числу единицы части, ограниченные другими включенными временами эпизода). Часть эпизода, предшествующая ядру, определяется как экспозиция эпизода, а часть, следующая за ядром, - как заключение эпизода.

Расширенным эпизодом можно назвать такую часть повествования, заключающую только один элемент, в которой содержатся ссылки введения и выведения включающего времени.

Вспомогательный эпизод - это эпизод, содержащий лишь одно включенное время, но не обладающий никакими стыками введения места.

Глава - часть текста, содержащая более одного, все эпизоды которой заключены в одном включающем времени (Кроме тех, которые содержатся в речи героев). Границей между главами служит переход от одного включающего времени к другому. Часть главы, предшествующая первому эпизоду, определяется как экспозиция главы, часть, следующая за последним эпизодом, как заключение главы. Часть между двумя эпизодами определяется как интерлюдия.

Введенные понятия позволяют установить значимое членение новеллы на главы, эпизоды и части эпизодов. Те стыки, которые не совпадают с границами значимых частей, определяются, естественно, как характеристики значимых элементов. [В.М.Живов, МВС, (1974), 202-206; 31.37.]

Алфавитный указатель