Структура художественного текста

"Структуру х у д о ж е с т в е н н о г о т е к с т а можно описать, если фиксировать различные т о ч к и з р е н и я, т. е. зрительные позиции, с которых ведется п о в е с т в о в а н и е, и исследовать отношения между ними (определить их совместимость или несовместимость, возможные траектории перехода от одной точки зрения к другой, что в свою очередь связано с рассмотрением функции описания с той или иной точки зрения). При этом слова "художественный", "текст", "повествование" понимаются в самом широком смысле и могут применяться не только к словесному искусству, но и к искусству изобразительному, киноискусству (где поставленная проблема прямо связана с приемом м о н т а ж а) и др. видам искусств, непосредственно связанным с семантикой. (Таким образом, слово "художественный" понимается в значении artistic, а слово "текст" - как любая семантически организованная последовательность знаков; под словом "повествование" имеется в виду процесс организации этой последовательности)."

. . . Поведение человека может быть описано двумя принципиально различными образами: I) с точки зрения в н е ш н е г о н а б л ю д а т е л я II) с в н у т р е н н е й (его собственной) точки зрения. В первом случае поведение человека описывается в терминах его объективных поступков (например, так, как в судебном протоколе) или со ссылкой на мнение некоторого наблюдателя (причем точка зрения наблюдателя может быть как постоянной, так и переменной); во втором случае описание ведется со ссылкой на внутреннее состояние человека (недоступное, вообще говоря, постороннему наблюдателю). . . .

Построения произведений художественной литературы отличаются в указанном отношении. Одни произведения применяют последовательно первый способ описания (в частности, это характерно для эпоса, хотя здесь бывают интересные исключения). Другие применяют второй способ, например, последовательно описывают внутреннее состояние какого-то одного человека, тогда как все остальные даются через его восприятие, т. е. описываются первым способом (повествование с точки зрения рассказчика - ich-Erz"hlung, либо с точки зрения какого-то определенного героя; последнее можно представить как специальный случай ich-Erz"hlung, когда местоимение 1-го лица заменяется некоторым собственным именем или описательным обозначением). Далее, возможно использование различных точек зрения, когда каждая сцена описывается с одной какой-то точки зрения, но разные сцены описываются с позиции разных героев - через восприятие этих последних. . . .

Наконец, возможно такое совмещение различных точек зрения при описании, когда одна и та же сцена описывается с нескольких разных точек зрения. "[Б.А.Успенский, 2 Шк, (1966), 20-23; 25.5.]

Алфавитный указатель