. . . Поведение человека может быть описано двумя принципиально различными образами: I) с точки зрения в н е ш н е г о н а б л ю д а т е л я II) с в н у т р е н н е й (его собственной) точки зрения. В первом случае поведение человека описывается в терминах его объективных поступков (например, так, как в судебном протоколе) или со ссылкой на мнение некоторого наблюдателя (причем точка зрения наблюдателя может быть как постоянной, так и переменной); во втором случае описание ведется со ссылкой на внутреннее состояние человека (недоступное, вообще говоря, постороннему наблюдателю). . . .
Построения произведений художественной литературы отличаются в указанном отношении. Одни произведения применяют последовательно первый способ описания (в частности, это характерно для эпоса, хотя здесь бывают интересные исключения). Другие применяют второй способ, например, последовательно описывают внутреннее состояние какого-то одного человека, тогда как все остальные даются через его восприятие, т. е. описываются первым способом (повествование с точки зрения рассказчика - ich-Erz"hlung, либо с точки зрения какого-то определенного героя; последнее можно представить как специальный случай ich-Erz"hlung, когда местоимение 1-го лица заменяется некоторым собственным именем или описательным обозначением). Далее, возможно использование различных точек зрения, когда каждая сцена описывается с одной какой-то точки зрения, но разные сцены описываются с позиции разных героев - через восприятие этих последних. . . .
Наконец, возможно такое совмещение различных точек зрения при описании, когда одна и та же сцена описывается с нескольких разных точек зрения. "[Б.А.Успенский, 2 Шк, (1966), 20-23; 25.5.]