Можно выделить при этом д в а п р и н ц и п а суммирования, которыми определяются и различные процедуры чтения изображения.
В одних случаях художник сам суммирует свои зрительные впечатления (возникающие в процессе динамики зрительной позиции или динамики самого объекта) - нам же в этом случае представлены в произведении р е з у л ь т а т ы с у м м и р о в а н и я. При этом в результате суммирования зрительного впечатления художником происходят определенные деформации изображаемого объекта.
Так, древний хужожник может суммировать зрительные впечатления от многостороннего охвата предмета в п р о с т р а н с т в е - например, для передачи объема предмета; в результате такого суммирования развертываются плоскости предмета и появляются характерные формы обратной перспективы ...
В результате суммирования зрительного впечатления во в р е м е н и - например, для передачи движения - появляются формы "кручения", когда в изображении движущейся фигуры совмещены различные положения при движении. ...
Если суммирование зрительного впечатления в пространстве связано в данном случае с динамикой зрительной позиции художника (См. ВНУТРЕННЯЯ vs. ВНЕШНЯЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ), то суммирование во времени обусловлено динамикой изображаемого объекта относительно зрительной позиции. . . .
В других случаях художник стремится передать не результаты суммирования, но н е п о с р е д с т в е н н о з р и т е л ь н ы е в п е ч а т л е н и я - и нам (зрителю) самим предоставляется их суммировать. . . .
В одном случае имеет место динамика зрительного взора: мы последовательно скользим по предмету, огибая его с разных сторон. В этом случае изображение предмета материально, он имеет объем (действительно, наш взгляд огибает его). В других случаях мы бросаем отдельные дискретные взгляды (которые мысленно суммируем) и в результате получаем мозаику таких взглядов. В этом случае изображение предмета нематериально, не передается его объемность: наш взгляд скользит по нему, но не огибает его." [Б.А. Успенский, V, (1971), 203-207; 5.10.]