Сюжет 1

"Сюжет в прозе возникает как последовательность повествовательных эпизодов, соотнесение планов содержания и выражения в каждом из которых строится хотя и иначе, чем в обычной речи, но и по иным законам, чем в поэзии. Сходство с обычной речью состоит в том, что в прозе эти планы вновь обретают известную самостоятельность. Благодаря этому сюжетное движение обширного прозаического текста в глазах обычного, неискушенного читателя заключается в смене эпизодов, сопоставляемых именно с точки зрения плана содержания. Так называемое "повествование" состоит во вторичном приближении построения художественной речи к языковой синтагматике. Значение суммирующих связей возрастает.

Сюжетное движение поэтического текста строится иначе. В основе лежат сюжетные единицы низшего порядка, сопоставление и противопоставление которых составляет эпизод. ...

Эпизоды, в свою очередь, складываются в сюжет Однако каждый эпизод и их общее соединение в сюжет строится иначе, чем в прозе: они повторяют поэтический принцип со-противопоставления. По мере укоупнения сюжетных единиц начинают проявляться "прозаическая" незвависимость планов содержания и выражения, и на авансцену выступает игра элементов содержания. Планы эти никогдла не получают свойственной прозе известной независимости. Причем происходит взаимодействие не только между элементами одного уровня. Чисто поэтические элементы низшего ряда оказываются соотнесенными с сюжетными элементами высокого уровня, оживляя поэтическое их восприятие.

Элементы поэтического сюжета не следуют друг за другом, а взаимодействуют, составляя единую сложную конструкцию. Проблема стихотворной композиции тесно связана с стихотворным принципом сюжета. ... Сюжет состоит из эпизодов, которые в обычном речевом употреблении имеют смысловую природу. В качестве такой элементарной частицы сюжета может использоваться и сегмент поэтического текста, то есть отрезок, ставший семантическим или получившим новое семантическое значение. В любом случае, на следующем - сюжетном - уровне мы уже имеем дело с комбинацией как бы значимых эпизодов. Это приближает общие сюжетосложения к правилам языковой синтагматики. Не случайно сюжет представляет наиболее переводимый уровень не только в прозе, но и в поэзии. . . .

Поэтическое строение текста определило и возникновение определенного чувства поэтической структурности, которое существенно отличается от представления о языковой структурности. Речевой текст мыслится нами как безграничный - его можно продолжить до бесконечности. Структура его - конструкт, существующий вне текста, конечный и предпосланный бесконечному тексту.

Cnиховой текст принципиально конечен.

В поэтическом тексте, в силу его неразделимости на планы языка и речи, соотнесенность, взаимопересечение и взаимоналожение становятся законом материально данного текста. Это делает принцип взаимной соотнесенности всех единиц между собой и с целым - основой семантики поэтического текста, делает все его элементы семантическими. Это чувство поэтической структурности неизбежно распространяется и на чисто смысловую - сюжетную структуру." (СМ. ПОЭТИЧЕСКИЙ ТЕКСТ 1) [Ю.М.Лотман, I, (1964), 151-153; 1.0.]

Алфавитный указатель