Сюжет 5

"n-граф, т.е. некоторое множество М, на котором определен ряд отношений, действительных либо для всего текста, либо для какой-то фиксированной его части. Элементы множества М суть персонажи, а отношения могут быть самыми разнообразными, например, со-встречаемости, либо родства, помолвленности, близости, дружбы, вражды и т.д. Заметим, что функции Проппа также могут интерпретироваться как отношения, а именно, такие отношения, которые особенно существенны для развития действия в данном типе текстов. . . .

Отношения со-встречаемости. - Наиболее простой и легче всего формализуемый вид отношений, определяемых на множестве отношений.

Отношения совмещения или склеивания. Уже Пропп в цитированной работе <"Морфология сказки" - Ред.> (с. 74) рассмотрел случаи совмещения функций, т. е. принадлежность персонажа одновременно к двум классам действующих лиц. Особенно важны отношения совмещения для поэтики ДЕТЕКТИВА, где всегда происходит какое-нибудь склеивание, а именно склеивание роли убийцы с каким-нибудь иным классом. . . .

Необходимо различать совмещение, фактически имевшее место, и совмещение, как его представляют себе другие персонажи, ибо это может влиять на их поведение.

. . . "Гомеостатические сюжеты". В большинстве сюжетов можно выделить какие-то возмущения и ликвидацию последствий этих возмущений (ср. "недостачу" и "ликвидацию недостачи" в схеме Проппа). Однако можно выделить класс сюжетов, движение которых целиком сводится к возмущению исходной системы и последующему обретению новой устойчивости. . . . <Встречается> два типа таких сюжетов: первый относится к простейшему типу, где система возвращается в некотором смысле в исходное состояние, а второй - к более сложному типу, где из исходного состояния устойчивости система переходит в лабильное состояние, а затем приходит в новое состояние устойчивости, не тождественное исходному." [О.Г.Ревзина, И.И.Ревзин, СС по ВМС, (1973), 110, 116-118; 30.22.]

Алфавитный указатель