Эти связи могут включать в себя, с одной стороны, приказ, инструкцию, запрет, информацию, предсказание, обещание, намерение и т.п., и с другой - реализацию, исполнение (или неисполнение) всего этого. Они относятся, в основном, к тем элементам, которые В.Я.Пропп в своей морфологической модели волшебной сказки рассматривал как парные функции.
Наличие этих связей в подавляющем большинстве случаев дает нам право рассматривать их отсутствие в известном смысле как незакономерность. Возникает обрыв, зияние, после которого следующий момент выступает как начальный, инициальный, хотя по своей композиционной функции им не является.
Именно таковы и синтагматические условия появления чуда в былинном сюжете. Но оно оказывается не только вводным элементом - событие, симметричное ему, завершает собой эпизод: сфера его действия обладает достаточно четкими границами. В силу этого весь подобный эпизод в целом получает качественно иное звучание по сравнению с прочими, и в этом смысле инициальный чудесный элемент как бы переводит повествование в иную тональность. . . .
Активность былинного героя внешне выражается в его повышенной (по сравнению с другими персонажами) мобильности: он двигается все время, причем траектория его перемещений как бы очерчивает сюжетную синтагму. . . .
Действительная мобильность героя оказывается противопоставлена потенциальной мобильности персонажа, мобильности, которая как бы готова проявиться в любой момент. С этой точки зрения встреча героя с персонажем может быть представлена либо как прибытие героя в место постоянного нахождения персонажа, либо как пересечение двух траекторий - реальной (траектории перемещения героя) и потенциальной (траектории перемещения персонажа).
Собственно говоря, эти оба случая имеют место в былине. Но они интересны и как два аспекта описания сюжета, при анализе которого не только допустимо ятение синтагмы перемещений героя, но и есть возможность прочтения минимального отрезка сюжета как бы "с точки зрения персонажа" - до его столкновения с героем.
Это позволяет рассматривать былинный сюжет как взаимодействие перемещающегося ("рисующего траекторию") героя с окружающим миром." [C.Ю. Неклюдов, IV, (1969), 152-153,; 4.7.]