Сюжет сказки

"Противопоставленность статического и динамического начал в семантике волшебной сказки в известной мере определяет ее композиционную структуру. С этой точки зрения, все сюжетные движения в ней могут быть распределены по двум типам, в известной мере сравнимым с двумя типами языковой глагольной семантики: состояние и действие. Первый из них соответствует описанию сказочных ситуаций: исходных, промежуточных и финальных (или результирующих), а второй связан с построением эпизода как основного динамического звена сюжетного развития. При этом, если в описании ситуаций, вообще имеющих тенденцию к продленности во времени и локализации в пространстве, обычно бывают сконцентрированы статические пространственно-временные характеристики (например, указания на время и место действия, на временные интервалы между эпизодами), то перемещения в пространстве и, соответственно, изменения, связанные с движением времени, обычно совершаются внутри эпизода.

Все сказочные ситуации (кроме финальной) несут в себе зародыш конфликта - обычно в самом общем виде (ущербность, ущемленность, соперничество и пр.). Он получает минимальное разрешение в пределах эпизода, который поэтому является до известной степени законченным сюжетным образованием и может быть назван "микросказкой", включающей в себя отдельное завершенное приключение - например, добычу волшебного средства (подобная "микросказка" может в какой-то степени соответствовать целой сказке в архаическом повествовательном фольклоре)

Действие, протекающее внутри эпизода, обычно полностью исчерпывается в нем, т. е. проходит все этапы своего рождения, развития и завершения. . . .

В отличие от подобного завершенного действия, проходящего сквозь эпизод, ядром сказочной ситуации является описание с о с т о я н и я, часто включающее в себя временные указания (или пространственно-временные - в начале сказки). . . .

Отсюда следует, что ситуация по отношению к эпизоду (а начальная - по отношению ко всей сказке) выступает как экспозиционная расстановка сил,, и если в экспозиционной части ситуация консервируется, то эпизод направлен к ее исчерпанию или изменению." [Е.М.Мелетинский, С.Ю.Неклюдов, У.С.Новик, Д.М.Сегал, V (1971), 81-83, 5.3.]

Алфавитный указатель