Свернутость vs. развернутость мотива

" Основной движущей силой . . . динамических мотивообразующих процессов <в фольклорном повествовании> является цепь нескончаемых переходов между формами "свернутыми" и "развернутыми". Это не семантическая оппозиция в точном смысле слова, не абстрактный классификатор, описывающий дихотомию смысловых элементов текста, но одно из проявлений функционирования художественной структуры, так сказать, естественная пульсация живого организма. Здесь нет "первичности" и "вторичности": переходы от "свернутого" к "развернутому" и наоборот являются лишь результатом "направленности прочтения" и в этом плане не заключают в себе альтернативности. . . .

"Сворачивание" и "разворачивание" является основной формой функционирования почти всех волшебных средств и предметов; на той же основе построен и целый ряд стилистических формул. . . .

В качестве аналогии уместно упомянуть . . . о двух "исходных" формах в космогонических мифах: "водяной хаос" ("сверхразвернутость") и "мировое яйцо" ("сверхсвернутость"). Наконец, существенно отметить, что в с известной точки зрения в отношениях "свернутости - развернутости" находятся мотив и сюжет. . . . Оба случая <с одной стороны, синтагматического разворачивания мотива, а с другой - его полного свертывания> , в сущности говоря, уводят от исходной семантики: первый - путем "впитывания" ее в сложные фабульные построения, а второй - "конденсированием" подчас противоположных функционально-смысловых составляющих в одной символической фигуре, утрачивающей благодаря этому процессу жизнеспособность дальнейшей морфологической переорганизации." [С.Ю.Неклюдов, VII, (1975), 75, 7.5.]

Алфавитный указатель