То, что мы предлагаем называть темой художественного произведения, примерно соответствует метаязыковой записи смысла предложения в современной семантике. ...
Можно привести еще одну аналогию - из сравнительного языкознания, занимающегося восстановлением так называемых праформ (элементов "праязыка"). Пафос работы состоит здесь не столько в том, чтобы получить инвентарь этих праформ, сколько в том, чтобы выработать аппарат соответствий между (ними и) фактами реально данных языков. . . . Только если такие соответствия установлены, праформы, то есть, элементы условного праязыка, получают право на существование - в качестве их краткой символической записи.
Итак, тема - не "дайджест" для читателя, а научная абстракция, ценность которой зависит от того, предъявлены ли достаточно убедительные соответствия между ней и реальным текстом. ...
Первое требование, предъявляемое к описанию темы - э к с п л и ц и т н о с т ь ее формулировки. ...
Другой большой вопрос, возникший в связи с понятием темы - это вопрос о том, какими могут быть темы по с о д е р ж а н и ю. ... Высказывания о действительности и об отношении к ней автора (условно: "темы первого рода") - не единственная из возможных смысловых разновидностей темы. Тема есть некоторая установка, которой подчинены все элементы и уровни произведения, некоторая интенция, реализуемая в тексте. Частным случаем такой интенции и является тема, имеющая вид высказывания о действительности. Для ее реализации автор определенным образом комбинирует элементы действительности с тем, чтобы "доказать" тему посредством специфической художественной "логики". Возможен и другой случай, когда интенция направлена не столько на действительность, "жизнь", сколько на сами инструменты художественного творчества, например, на поэтический язык. Целенаправленная комбинация элементов имеет место и здесь, но теперь это в первую очередь уже не элементы действительности, складывающиеся в ситуации, сюжеты и т. п., а языковые элементы. Далее, интенция (=тема) может быть направлена не только на язык, но и на другие инструменты творчества, например, на сюжетные конструкции и разного рода традиционные формулы, сложившиеся в литературе. Тогда реализацией темы будет преимущественно игра на этих конструкциях и формулах.
Вопрос о "темах второго рода" (т. е. темах, направленных на язык и другие поэтические орудия) находился в центре внимания ученых формальной школы, которые видели задачу исследования в выявлении "доминанты", определяющей строение художественного текста и в этом смысле соответствующей нашему понятию "тема". ...
Одним из возможных способов описания кода, или, что то же самое, правил соответствия между темами и текстами, является представление о с и с т е м е п р и е м о в в ы р а з и т е л ь н о с т и, намеченное в теоретических работах С.М.Эйзенштейна. . . .
ПВ - это, по сути дела, способы варьирования темы, которая благодаря их действию развертывается в некий длящийся процесс и принимает множество различных обликов. Соответственно, тема - это тот инвариант, вариациями которого является все в произведении, но который сам не может быть представлен как вариант более абстрактного инварианта. Поэтому при обнаружении темы исследователь может руководствоваться принципом вычитания известных ему ПВ из текста. Т е м а е с т ь т е к с т м и н у с п р и е м ы. ...
Речь ни в коем случае не идет о моделировании творческого процесса, истории создания произведения и вообще о следовании во времени. Моделируется не performance, а competence, т.е. чисто логическое соответствие между темой и текстами. Тема есть запись семантического инварианта составляющих текста, взятого в готовом виде, безотносительно к тому, от какого первоначального замысла и через какие его изменения пришел к нему автор." [А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов, VII, (1975), 143-144, 150-151, 157, 160; 7.11.]