Текст VII

"Элементарная модель текста рисуется в следующем виде: представляя некоторое выделенное и имеющее внешнюю границу сообщение, текст одновременно внутренне неоднороден. Состоя из двух (или более) субтекстов низшего порядка или являясь конгломератом неоднородных текстовых элементов, он неизбежно порождает внутренние смысловые токи за счет неоднозначных и не до конца детерминированных внутренних перекодировок между смыслами элементов разных рядов. Исходных "чистых" однолинейных текстов (которые всегда появляются на поздней стадии метасемиотических образований) не может быть, т. к. диффузность семиотических каналов, сменяющаяся затем семиотической многоканальностью, бесспорно, типологически и исторически путешествует выделенности отдельных, имманентно в себе замкнутых, языков.

Однако одновременно необходимо, чтобы текст функционировал как нечто единое, не распадаясь в процессе разнообразной семиотической актуализации на части. Это достигается тем, что по отношению к окружающему его контексту он выступает как существенно однородный, т. е. семиотическая неоднородность его актуализируется при имманентно-внутреннем описании и стушевывается при сопоставлении с контекстом. Это выделяет отмеченную границу, отделяющую текст от внешнего контекста. Итак, с одной точки зрения, будет актуализироваться единство текста, а, с другой, его (минимально!) двойственность.

Следовательно, текст есть момент равновесия между тенденцией функционального распадения его на два или несколько текстов и полной унификации как внутренне однородного. Усиление внутритекстовой семиотической дифференциации - неизбежное следствие роста смысловой нагруженности текста - вызывает на другом полюсе усиление семиотической общности. Это порождает в определенный момент выделение общего метаязыкового механизма самоописания текста, с позиции которого текст приобретает черты полной семиотической однородности. Более того, это самоописание текста становится в дальнейшем языком для создания других текстов и включается в арсенал культурного полиглотизма данного коллектива. ...

Таким образом, минимальной структурой текста будет наличие двух семиотически автономных субтекстовых образований и объединяющей их семиотической метаструктуры. Триединство этого механизма, то, что каждая из его частей, в определенном смысле, может функционировать как вполне самостоятельная и одновременно, все они, в другом аспекте, образуют нерасчленимое функциональное единство, представляется фундаментальным его свойством. (См. ТРИЕДИНАЯ МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ) Только такое устройство позволяет тексту из пассивного передатчика извне заложенного в него смысла превратиться в смысловой генератор." [Ю.М.Лотман, XV, (1982), 3-4; 15.1.]

Алфавитный указатель