3.2. Текст культуры представляет собой наиболее абстрактную модель действительности с позиций данной культуры. Поэтому его можно определить как картину мира данной культуры.
3.2.1. Обязательным свойством текста культуры является его универсальность: картина мира соотнесена всему миру и в принципе включает в себя все. Ставить вопрос о том. что находится за ее пределами, с точки зрения данной культуры. так же бессмысленно, как ставить его относительно всемирного универсума. ...
4.0. Тексты культуры могут расслаиваться на два типа подтекстов:
4.0.1. Характеризующие структуру мира. Эта группа отличается неподвижностью. Они отвечают на вопрос "Как устроен?". . . . Основной характеристикой этой группы подтекстов будет тип дискретности пространства (описываемой в топологических понятиях непрерывности, соседства, границы и др.). . . .
4.0.2. Характеризующие место, положение и деятельность человека в окружающем мире. Эта подгруппа динамична. Она описывает движение субъекта внутри некоторого континуума, структура которого характеризуется в текстах первой подгруппы (см. 4.0.1.). Тексты второй подгруппы отличаются от перврй сюжетностью. Они распадаются на ситуации (эпизоды) и отвечают на вопросы: "Что и как случилось?", "Что он сделал?". Аппаратом описания сюжета могут стать топологические понятия, связанные с траекторией, путем перемещения точки, в частности - теория графов. . . .
5.0. Пространство текста культуры представляет собой универсальное множество элементов данной культуры, т. к. является моделью всего. Из этого вытекает, что одним из основных признаков структуры того или иного текста культуры является характер его разбиений - границ, разделяющих его внутреннее пространство." (См. ГРАНИЦА, МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ II) [Ю.М.Лотман, IV, (1969), 463-465; 4.23.]