1.1. Подобное разделение типологии текстов сопоставимо с идеей лингвистов о грамматике слушающего и грамматике говорящего. . . .
3.0. С позиции слушающего возможны три подхода к тексту:
а) Типологическая классификация текстов слушающего и передающего совпадает (слушатель вообще склонен считать, что существует одна единая "правильная" типология). В этом случае слушатель стремится по ряду внешних сигналов отождествить воспринимаемый текст с определенными классификационными группами в своей типологии.
б) Слушатель безразличен к функциональной природе текста в системе передающего, включая его в свою систему. Такой подход свойственен "реальной критике" 1860-х гг., современному читателю древних текстов или биографу, восстанавливающему реалии жизни поэта по тексту лирического стихотворения. Ср. откровенные перетолкования субъективно-лирического или социологического типа.
в) Слушатель не владеет классификационной системой автора и пытается осмыслить текст в пределах своей типологии. Однако по системе проб и ошибок он убеждается в несостоятельности своего прочтения текста и овладевает системой автора.
3.1. Автор, хотя бы потому, что сам является читателем и разными путями контактует с другими читателями, не может не учитывать отношения воспринимающего. В связи с этим он может выдавать тексты, ориентированные на 3.0.а, 3.0.б. или 3.0.в.
3.1.1. На 3.0.а. будут ориентированы тексты с устойчивой системой внешних сигналов, свидетельствующих об их типологической характеристике. Это будут сильно формализованные и ритуализованные тексты. Им будут свойственны зачины, стереотипные герои, легко перечисляемые в закрытом списке ситуации.
3.1.2. На 3.0.б. будут ориентированы тексты с оптимально выраженной ритуализацией - романы типа гончаровских (позиция создающего: "Я не мыслитель, а художник, мое дело изображать то, что я вижу, а оценивать, судить будет критик"; текст предполагает обязятельное наличие второй фигуры - критика, который дополняет автора. Аналогично строятся тексты античных предсказаний с их раздвоенностью создающего текст (пифия) и истолковывающего (жрец).
3.1.3. На 3.0.в. ориентируются тексты, включающие в себя элемент полемики, пародии на структуру 3.0.а. или любой другой соотнесенности (цитаты, эпиграфы и др.) . . .
4.1. Необходимо, чтобы разделение на "художественные" и "нехудожественные" тексты присутствовало в сознании воспринимающего, и необязательно, чтобы оно присутствовало в сознании создателя тескта." (См. ТЕКСТ IV) [Ю.М.Лотман, 2 ШК, (1966), 86-91; 25.25.]