Классическая волшебная сказка пестрит утроениями: среди персонажей - три брата или три сестры ("три сына - двое умных, третий дурак", "три дочери - Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка"), трое помощников (кошка, собака и змейка), три чудесных спутника (Объедало, Описало и Мороз-трескун), три чудесных предмета (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка), три препятствия и т. д. Однако при рассмотрении разных случаев утроения вся эта пестрая картина может быть легко приведена в систему. Все многообразие плана выражения вызывается здесь тождественными функциональными причинами: выделением из всей троичной конструкции третьего звена как действительного, истинного, "настоящего" в противовес предшествующим - несущественным, ложным, ненастоящим. Аналогичную картину можно наблюдать и при утроении динамических сюжетных элементов - эпизодов, ситуаций и т. д. Иными словами, за троичностью всегда в известной мере стоит двоичность - контраст двух типов героев, состояний и т.п. Композиционно троичность служит целям торможения сюжетного развития, но ретардация - не единственный результат действия механизма троичности.
В отличие от простых бинарных оппозиций членами противопоставления здесь являются не два равноценных элемента с противоположными членами, не о д н о и о д н о, а о д н о и о с т а л ь н о е, причем это о с т а л ь н о е может и не может быть маркировано как носитель противоположного признака.
Поэтому первые два звена троичной конструкции, противопоставленные последнему именно в силу своей однородности, могут увеличиваться количественно или напротив - редуцироваться до единицы, не нарушая основного принцнпа троичности.
При анализе механизма троичности следует все время учитывать наличие в каждом из звеньев троичной конструкции двух планов - скрытого и явного, истинного и ложного, цели и результата (если речь идет о динамическом сюжетном элементе). Именно поэтому троичная конструкция выступает как некий "фильтр", выделяющий последний элемент и отсеивающий все остальные." [Е.М.Мелетинский, С.Ю.Неклюдов, Е.С.Новик, Д.М.Сегал, IV, (1969), 130-131; 4.5.]