Творение I

"В принципе творение в мифах обычно реализуется посредством "изготовления" демиургом, "номинации" (создает объекты, называя их по имени) или "порождения" (как дети родителями) божеством, "испускания", т.е. извлечения из себя (космические объекты суть выделения божества или вынуты из его тела), "превращения" (спонтанно или в силу магического воздействия одни объекты превращаются в другие) и "перемещения" (космические объекты выходят из земли, спускаются с неба и т.п.). Мифическая мысль чрезвычайно сближает эти предикаты между собой так, что они выступают в виде непрерывной серии с размытыми внутренними границами. (Важным аспектом творения является также космическое упорядочивание, которое осуществляется путем доделывания, переделывания, научения, регулирования).

Однако, когда речь идет о культурном герое, то совершенные им акты творения большей частью имеют характер "добывания", т.е. извлечения природных и культурных объектов не из себя, а откуда-то, где они уже храняться в готовом виде.

Если мы представим мотивы творения в качестве некоего микросюжета, имеющего ролевую (актантную) структуру с ядром в виде предиката - действия, от которого зависят аргументы - семантические "роли", то перечисленные выше способы будут предикатами, а аргументами-ролями будут "агенс-субъект" (тот или иной бог, демиург, культурный герой), "объект - результат творения" и пациенс в виде "материала" (из которого делается объект) или "источника" (место, материальная оболочка, откуда берется объект) и иногда также в виде хозяина (хранителя), который практически выступает большей частью как контрагент, антагонист героя. Предикат определенным образом соотносится с аргументом: изготовление или превращение предполагают наличие материала, испускание или добывание - источника; испускание производится божеством, духом и т.п., изготовление - демиургом, а добывание - культурным героем. Именно добывание влечет за собой появление дополнительной роли хозяина-хранителя, а последняя обычно вызывает нарративное развертывание с борьбой, соревнованием, испытанием и т.п. Элементарное нарративное развертывание включает суммирование предикатов, субъектов, объектов, введение "обращенных" мотивов: отрицательный паралеллизм, драматизацию, идентификацию, ступенчатость (от средства к цели). Даже космическое упорядочивание иногда уподобляется "добыванию" в виде вымогательства у хозяина ... или борьбе с контрагентами как персонификацией хаоса.Нам очень важно отметить, что добывание может не только реализовать творение. Мотив добывания в волшебных сказках может развертываться как добывание невесты или чудесных предметов в плутовских анекдотах и сказках о животных-трикстерах, как трюки по добыванию добычи-пищи и т. д." [Е.М.Мелетинский, XIII, (1981), 5-6, 13.1.]

Алфавитный указатель