Творение II

"Акт творения предусматривает наличие творца, т.е. субъекта, активного деятеля - агенса, затем творимого и сотворенного объекта, результата творения, затем, в качестве варианта пациенса - материал, из которого делается объект, или источник, откуда он извлекается. Источник очень часто имеет хозяина, который представляется в качестве демонического антагониста героя, контрагента. Описание отношений героя и антагониста служит дальнейшей нарративизации, разбуханию и развитию сюжета, включению новых предикатов (например, поиски, борьба и т.д.) и соответствующих аргументов, часто к переходу от собственно мифа к мифу-сказке. Итак, мы имеем предикат творение и минимальный набор аргументов - ролей, от него зависимых; творение - агенс, объект, материал, источник. Творение реализуется рядом определенных способов, которые представляют конкретные предикаты:

1. Номинация, т.е. творение посредством простого называния предметов.

2. Порождение физическое, в т.ч. порождение родителями-богами в качестве детей не только других богов, но различных предметов и стихий.

3. Испускание, т.е. эманация. Выделение или извлечение богами творимых объектов из себя, из своего тела.

4. Изготовление космических или культурных объектов, или даже мифологических существ демиургом (из глины, дерева, металла и т.п.).

5. Превращение, т.е. творение (магически или спонтанно) объекта путем трансформирования другого предмета или существа.

6. Перемещение, т.е. творение путем переноса предмета (например, его спускания с неба или выхода из земли).

7. Добывание, т.е. извлечение объекта из других существ или источников, часто после трудного отчуждения их от первоначального хранителя.

Между конкретными предикатами, реализующими творение, и аргументами существуют определенные избирательные отоншения. Например, изготовление или превращение предполагает наличие материала, а добывание требует существования источника и допускает присутствие его хозяина-хранителя. <и т. д.> ... Актантная модель "творения" может помочь наглядному и достаточно четкому представлению важнейших мифологических мотивов в виде строчек в таблице." (См. МОТИВ, СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ) [Е.М.Мелетинский, XVI, (1983), 118-119; 16.9.]

Алфавитный указатель