Рифма и инструментация и в свободном и в "несвободном" стихе являются не основными, а факультативными типологическими определителями. Понятие строфы к свободному стиху не применимо, поскольку даже при разбивке верлибра на равновеликие по количеству стихов группы повторяющихся единиц не возникает. Поэтому типологию верлибра определяют только первые пять признаков, а остальные используются лишь в качестве вспомогательных.
1. Простым верлибром может считаться текст или отрезок текста, не содержащий в себе противоположных признаков (по пунктам 2-8 приведенной выше "анкеты"). Например, простой верлибр только рифмован или же только дисрифмен, имеет только нерегулированную или же только регулированную клаузулу и т. д. Сложный верлибр образован из двух или более отрезков простого верлибра: стихотворение может, например, начинаться без регуляции анакруз и переходить к их регуляции, краткостишие отрезки могут перемежаться длинностишими и т. д. (см. также ниже)
2. Краткие (Kurzzeilen) и длинные (Langzeilen) стихи различаются на основе слогового объема стиха. . . . В кратком стихе заложена возможность получения максимального единства. Удлинение стиха приводит к разрушению его единства или, по крайней мере, единство стиха становится условным: стих, превышающий 10-12 слогов, редко состоит из одной синтагмы, а сверхдлинные стихи объемом 20-25 и более слогов нередко распадаются на несколько предложений. . . .
3. Верлибр с большой дисперсией (числа слогов или ударений) со- и противопоставляет длинные стихи более коротким . . . В верлибре с малой дисперсией стихи со- и противопоставляются не столько по слоговому объему, сколько по различию внутреннего ритмического строения близких по слоговому объему стихов. . . .
4. В дисметрическом верлибре нет вообще никакой тенденции к урегулированности. . . . Такой верлибр можно назвать и прозо-стихом (А.Жовтис) или же прозовиком (В.Бурич), это - форма стиха, самая близкая прозе, и его наличие лишний раз оправдывает изучение верлибра методами и теории стиха, и теории прозы. В метроидном верлибре налицо некоторая тенденция к упорядочению междустиховых отношений без упорядочений при этом анакруз, ядер и клаузул стиха, <например>, системное чередование более коротких и более длинных стихов. . . .
5. Регулированным мы называем верлибр, в ядре, анакрузе или клаузуле стиха которого наблюдается упорядочение. При этом, естественно, каждая из частей стиха допускает в верлибре различную степень упорядоченности. . . . На основе принципа урегулированности ядра стиха в эстонском стихосложении выделяются два типа верлибра - тактоидный и акцентоидный. В тактоидном, или дольниковом верлибре, как и в тактоиде (соответствует русскому дольнику), межударный интервал урегулирован в 1 или 2 слога, однако, в отличие от последнего, не урегулировано количество ударений. . . . Акцентоидный верлибр допускает межударные интервалы в 1, 2 или 3 слога, как и акцентоид (соответствует в русском стихосложении примерно тактовику в понимании М.Л.Гаспарова), но, в отличие от акцентоида, не регулирует число ударений в стихе. . . . Регуляция анакруз в эстонском верлибре - явление редкое и наблюдается обычно только на протяжении небольшого фрагмента произведения. . . . Регуляция клаузул в эстонском верлибре также отмечается редко, обычно мы имеем дело с неупорядоченным многоклаузульным верлибром. . .
6. Нерегулированный верлибр допускает любой интервал между ударением и чередованием клаузул и анакруз любого объема в любой последовательности." [Я.Р.Пыльдмяэ IX (1977), 92-98; 9.5.]