Внутренняя vs. внешняя зрительная позиция

- "Мы различаем внутреннюю и внешнюю (по отношению к изображению) зрительные позиции, т. е., иначе говоря, позицию наблюдателя, принадлежащую самому изображаемому миру, и позицию зрителя картины (изображения), находящегося, естественно, вне изображаемой действительности. Позиция художника может совпадать в принципе как с той, так и с другой позицией, т. е. он может принимать при построении изображения - в некотором конкретном случае -точку зрения наблюдателя, причастного к изображаемому миру, либо точку зрения зрителя картины, по необходимости отчужденную от этого мира. Если со времени Ренессанса в европейском изобразительном искусстве принята внешняя позиция по отношению к изображению, то в средневековой живописи, так же, как в искусстве архаическом, художник помещает себя как бы внутрь описываемой картины, изображая мир в о к р у г себя, а не с какой-то отчужденной позиции." [Б.А.Успенский, V, (1971), 197; 5.10 / <частично в:> Б.А.Успенский, СС по ВМС, (1973), 137, 30.29.]

Алфавитный указатель