- Художественная коммуникация
- - "Произведение искусства в широком плане должно рассматриваться как специфическое
сообщение в некоторой коммуникации. В коммуникативную ситуацию входят творец
произведения и круг зрителей, с наборами близких по структуре кодов или эстетических
моделей, существующих в их сознаниях, произведение искусства и, наконец, окружение,
взятое в самом широком смысле: мир природы, человеческое общество, культурные
ценности и т.д. Роль зрителя не сводится, разумеется, к механическому декодированию
(или к сумме изолированных декодирующих процессов); восприятие произведения
вызывает общую реакцию, сближает одних, размежевает других, служит проводником
влияний одних на других и т.д. Творец произведения находится под постоянным
влиянием общества (т.е. своих зрителей). Это воздействие носит более опосредованный
характер до создания произведения и непосредственно включается в коммуникативную
ситуацию после его создания. И, наконец, общее окружение оказывает влияние
и на автора, и на зрителя, обусловливая общность эстетических моделей, содержания,
потребность в коммуникации." [Ю.К. Лекомцев III (1967), 128-129; 3.12.]
Алфавитный указатель