Художественная коммуникация

- "Произведение искусства в широком плане должно рассматриваться как специфическое сообщение в некоторой коммуникации. В коммуникативную ситуацию входят творец произведения и круг зрителей, с наборами близких по структуре кодов или эстетических моделей, существующих в их сознаниях, произведение искусства и, наконец, окружение, взятое в самом широком смысле: мир природы, человеческое общество, культурные ценности и т.д. Роль зрителя не сводится, разумеется, к механическому декодированию (или к сумме изолированных декодирующих процессов); восприятие произведения вызывает общую реакцию, сближает одних, размежевает других, служит проводником влияний одних на других и т.д. Творец произведения находится под постоянным влиянием общества (т.е. своих зрителей). Это воздействие носит более опосредованный характер до создания произведения и непосредственно включается в коммуникативную ситуацию после его создания. И, наконец, общее окружение оказывает влияние и на автора, и на зрителя, обусловливая общность эстетических моделей, содержания, потребность в коммуникации." [Ю.К. Лекомцев III (1967), 128-129; 3.12.]

Алфавитный указатель