Звуковая анаграмма

- "Если в ПВ <плане выражения> рассматривается способ представления анаграммируемого комплекса в тексте, то в ПС <плане содержания> рассматривается только его значение (для сравнения представим себе обратную ситуацию, когда рассмотрению подвергается смысловая конфигурация и ее акустическое значение). Такой подход, а также анаграммы, получающие в результате его проведения адекватное описание, назовем звуковым vs. звуковыми. . . . Иными словами, под анаграммой понимается перестановка над некоторым осмысленным кортежем, также удовлетворяющая критерию осмысленности. ... Не анаграммируемое выражение выступает как первичное по отношению к тексту, а, наоборот, из текста вычитываются возможные анаграммы. ... Осознание и логическое завершение этого принципа приводит к игре в так наз. "словягу", когда путем перестановки букв из некоторого слова получают все возможные другие слова (иногда, впрочем, в "словяге" разрешается выбрасывать буквы исходного слова), т. е. на множестве всех перестановок под некоторым кортежем задается подмножество осмысленных перестановок, связанных между собой симметричным и транзитивным отношением анаграмматичности. ... Такие tours de forse относятся к так. наз. прикладному стихосложению и в общей системе поэтики занимают заведомо периферийное положение". (См. ЗВУКО-СМЫСЛОВАЯ АНАГРАММА) [М.Ю.Лотман, XI, (1979), 101-102; 11.5.]

Алфавитный указатель