- Звуковая метафора vs. звуковая метонимия
- - "Звуковой Мф будем считать любое приравнивание одного звукового комплекса
другому (рифма, разного рода звуковые повторы). Важно подчеркнуть, что подобно
Мф в ПС <плане содержания>, звуковая Мф основывается не на априорном сходстве
звучаний, но сама устанавливает его, что наглядно проступает в рифме: рассматривая
произвольную пару слов, очень трудно сказать, могут ли они рифмоваться (равносложность
созвучия - обязательный признак рифмы в силлаботонике, для чисто-тонического
стиха иррелевантен; неравноударные рифмы, возможные в силлабике, отвергаются
чистой тоникой и силлабо-тоникой и т.п.; по-видимому, все же существуют пары
слов, заведомо не могущие рифмоваться, но уровень минимального сходства, как
и в ПС, установить очень трудно). К звуковым Мн следует отнести некоторые
виды каламбуров и звукоподражаний. Однако интерпретация этих явлений как Мн
требует определенной осторожности: каламбуры могут предполагать не замену
одной интерпретации другой, а амбивалентность несколько возможных относительно
данного контекста интерпретаций; а так наз. каламбурные рифмы, предъявляющие
все интерпретации звукового комплекса (речь идет исключительно о звуковой,
а не смысловой интерпретации), должны быть отнесены к Мф (т. е. не важно,
что каламбурная, важно, что рифма). Что касается звукоподражаний, то к Мн
относятся лишь те из них, которые выполняют не только имитационную, но и субститутивную
функцию." (См. МЕТАФОРА vs. МЕТОНИМИЯ) [М.Ю.Лотман,
XI, (1979), 111; 11.5]
Алфавитный указатель