Звуковая метафора vs. звуковая метонимия

- "Звуковой Мф будем считать любое приравнивание одного звукового комплекса другому (рифма, разного рода звуковые повторы). Важно подчеркнуть, что подобно Мф в ПС <плане содержания>, звуковая Мф основывается не на априорном сходстве звучаний, но сама устанавливает его, что наглядно проступает в рифме: рассматривая произвольную пару слов, очень трудно сказать, могут ли они рифмоваться (равносложность созвучия - обязательный признак рифмы в силлаботонике, для чисто-тонического стиха иррелевантен; неравноударные рифмы, возможные в силлабике, отвергаются чистой тоникой и силлабо-тоникой и т.п.; по-видимому, все же существуют пары слов, заведомо не могущие рифмоваться, но уровень минимального сходства, как и в ПС, установить очень трудно). К звуковым Мн следует отнести некоторые виды каламбуров и звукоподражаний. Однако интерпретация этих явлений как Мн требует определенной осторожности: каламбуры могут предполагать не замену одной интерпретации другой, а амбивалентность несколько возможных относительно данного контекста интерпретаций; а так наз. каламбурные рифмы, предъявляющие все интерпретации звукового комплекса (речь идет исключительно о звуковой, а не смысловой интерпретации), должны быть отнесены к Мф (т. е. не важно, что каламбурная, важно, что рифма). Что касается звукоподражаний, то к Мн относятся лишь те из них, которые выполняют не только имитационную, но и субститутивную функцию." (См. МЕТАФОРА vs. МЕТОНИМИЯ) [М.Ю.Лотман, XI, (1979), 111; 11.5]

Алфавитный указатель